Вестник Южно-Уральского государственного
гуманитарно-педагогического университета ЧГПУ

ISSN: 2618–9682; ISSN 1997-9886
Импакт-фактор РИНЦ: 0,312

Назад к содержанию номера | Вестник ЧГПУ 2019 № 2 Педагогические науки
Показать полный текст
Показать в eLibrary
DOI: 10.25588/CSPU.2019.73.85.014
УДК: 378.937
ББК: 74.480.26
Н.С. Шкитина ORCID
Доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Н.С. Касаткина ORCID
Доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ПАРТИСИПАТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ
Аннотация

Введение. Статья посвящена проблеме партисипативной подготов-ки студентов педагогических вузов. В статье представлено авторское оп-ределение понятия «партисипативная подготовка студентов педагогичес-ких вузов», под которым понимается система подготовки (теоретическая, методическая, практическая), целью которой является формирование партисипативной компетентности, отражающей новые субъект-субъектные отношения учителя и ученика, характеризующиеся равноправием, сотрудничеством, соуправлением, общими интересами, взглядами и ценностями, творчеством и педагогической эмпатией. Цель статьи — показать особенности партисипативной подготовки студентов педагогичес-ких вузов. Практическая значимость результатов исследования заключается в их использовании преподавателями высшей школы при организации процесса профессиональной подготовки будущих учителей.

Материалы и методы. Основными методами исследования являют-ся теоретические методы: прогнозирование, теоретико-методологический

 

анализ; эмпирические методы: анкетирование, наблюдение, самооценка, эксперимент, анализ, статистические методы.

Результаты. Выявлены и апробированы процессная и компетентностная модели партисипативной подготовки студентов педагогических вузов и условия их эффективного функционирования, проведен анализ и сделаны выводы.

Обсуждение. Подчеркивается, что результатом исследования является эффективная организация партисипативной подготовки студентов педагогических вузов через процессную и компетентностную модели.

Заключение. Делается вывод о том, что актуализация партисипативной подготовки студентов педагогических вузов будет способствовать процессу профессиональной подготовки будущих учителей.

Ключевые слова

партисипация, партисипативность, педагогичес-кая партисипативность, партисипативная подготовка студентов педагогических вузов

Основные положения

– определены методологические подходы к организации партисипативной подготовки студентов педагогических вузов;

– показаны особенности функционирования процессной и компетентностной моделей партисипативной подготовки студентов педагогических вузов;

– представлена технология организации партисипативной подготовки студентов педагогических вузов.

Цитировать публикацию

Шкитина, Н.С.  ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ПАРТИСИПАТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ [Текст] / Н.С. Шкитина, Н.С. Касаткина, // Вестник Челябинского государственного педагогического университета.  — 2019. — №  2. — С. 194-209. — DOI: 10.25588/CSPU.2019.73.85.014.

Библиографический список

1. Данилова В. В. Система по формированию партисипативной готовности будущего учителя к воспитательной деятельности и условия ее функционирования // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 6. – 861 с.

2. Суворова С. Л. Теоретико-методологические основы формирования коммуникативно-дискурсивной культуры будущих учителей : монография. Челябинск : Юж.-Урал. книж. изд-во. 2004. – 131 с.

3. Vasil'yeva V.S., Nikitina Ye.YU. (2018) Case of Teachers’ Communicative Competence Development within the System of Methodological Work in the Context of Preschool Educational Establishments. International Journal of Engineering &Technology, 4.38, 7, 619–627.

4. Никитина Е. Ю., Костюк И. С. Партисипативный подход к развитию графической компетенции будущих инженеров // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. Челябинск, 2014. № 9.1. С. 180–189.

5. Мустаева Н. Г., Тонконог В. В., Ананченкова П. И. Развитие менеджмента инновационных организаций на основе партисипативного управления // Труд и социальные отношения, 2016. № 5. С. 101–115.

6. Матвеева Н. А., Данилова В. В. Теоретические и практические аспекты психологии и педагогики : коллективная монография. Уфа : «Аэтерна». 2015. – 186 с.

7. Шкитина Н. С., Касаткина Н. С., Немудрая Е. Ю., Циулина М. В.. Формирование эмпатийной компетентности магистров педагогического вуза в контексте интерактивных методов обучения // Вестник Челябинского педагогического университета. 2018. № 2. С. 173–181.

8. Упручина Н. Д. Теория и методика развития партисипативного стиля управления учебной деятельностью студентов // Гуманитариум. 2018. № 1. С. 29–30.